Preloader

Покупатель vs продавец: или знай свои права

В супермаркетах и торговых центрах часто возникают спорные вопросы, которые решить в пользу покупателя крайне сложно, если не знать всех тонкостей законодательства. Поэтому в помощь нашим читателям юрист, специализирующийся на защите прав потребителей, рассказал, в каких конфликтных ситуациях в магазине клиент прав и что делать, чтобы это доказать.

Пробовать развесные продукты

Часто можно увидеть, что покупатели, прохаживаясь по супермаркету возле лотков с развесными продуктами, дегустируют их прямо возле прилавка. С одной стороны, получается, что покупатель, пробуя товар, не платит за него. Но с другой — он пользуется своим правом, прописанным в законе “О защите прав потребителей”, где сказано, что продавец обязан дать возможность покупателю удостовериться в качестве товара, а вкусовые показатели — это одна из составляющих качества товара. К слову, в законодательстве Украины не прописано, как именно должна проходить дегустация товара.

Есть/пить неоплаченный товар по пути к кассе

В Законе “О защите прав потребителей” нигде не указано, что до момента оплаты, находясь в торговом зале, покупатель не имеет права распаковывать товар. При этом пока товар не оплачен на кассе, он считается собственностью магазина, и охранник вправе проконтролировать, чтобы человек, открывший, например, бутылку с минеральной водой или откусивший половину пирожка, оплатил свою покупку по штрихкоду на кассе.
Еще одна ситуация: если, к примеру, в торговом зале был съеден банан, но предварительно он не был взвешен, то на кассе его стоимость будет учтена по среднему весу плода (тут уже на усмотрение администратора магазина). Если покупатель отказывается оплачивать продукцию, которую он открыл в торговом зале, охранник имеет право вызвать полицию для дальнейшего разбирательства.

Заходить с сумками в магазин

Согласно постановлению покупатель, заходя в магазин, не обязан сдавать свои вещи в камеру хранения. Правда, бывает и другая ситуация, когда у покупателя габаритная сумка, которая не помещается в камеру хранения. В этом случае не поддавайтесь на уговоры охранника оставить сумку возле него: мол, “я присмотрю”, а требуйте составить письменный договор хранения, в котором охранник с паспортными данными, датой и временем, когда он взял на сохранность вещь, обязуется присматривать за ней. Если такой договор с вами отказываются заключать (а скорее всего, так и будет), вооружившись все тем же постановлением, заходите со своей сумкой в торговый зал. Но будьте готовы: если вы зацепите ею прилавок или повредите какой-то товар, вам придется заплатить за него.
Помните: с того момента, как вы положили свои вещи в камеру хранения, ответственность за их сохранность берет на себя магазин. Подтверждением того, что вы сдали вещи на хранение, служит номерной жетон на ключе от ячейки. Поэтому все объявления вроде “Администрация не несет ответственности за сохранность ваших вещей” в этом случае неправомерны и нарушают закон.

Не платить за разбитый товар

Если вы уронили пакет сока, или разбили бутылку с дорогим алкоголем в зале супермаркета — не волнуйтесь. Согласно закону, все риски при случайном повреждении имущества — это проблемы его собственника, коим до момента оплаты товара покупателем является магазин.
Но, с другой стороны, вы своими действиями нанесли ущерб магазину. И обязанность его возместить будет зависеть от того, кто виноват в происшествии. Например, если бутылка упала из-за того, что витрина была переполнена, либо возле нее был мокрый пол, либо расстояние между стеллажами составляло менее 1,4 м, то вы вправе отказаться от оплаты испорченного товара.
Если же менеджер будет требовать оплатить стоимость “ущерба” — вызывайте полицию. Полиция не сможет обязать вас уплатить стоимость разбитого товара без судебного решения. Поэтому пусть уже юристы супермаркета доказывают в суде, что повреждение товара случилось по вашей вине. Но, как показывает практика, из-за пакета сока за 50 грн или бутылки коньяка за 500 грн супермаркет не будет ввязываться в судебные тяжбы и рисковать дополнительными проверками.

Не показывать охраннику вещи

Если при выходе из магазина сработает рамка сигнализации, охранник вправе только уточнить у покупателя, не забыл ли он что-то оплатить, и предложить показать содержимое пакета или предоставить чек. В случае если покупатель откажется это делать, охранник не уполномочен что-либо требовать, так как, согласно закону об административных правонарушениях, проводить личный досмотр могут исключительно сотрудники милиции.

Самостоятельно доставать товар со стеллажей

В некоторых магазинах просят самостоятельно не доставать товар со стеллажей, не трогать его руками или не мерять вещи. Все это — прямое нарушение закона, в котором говорится, что еще до момента оплаты товара покупатель вправе тщательно осматривать его и проверять на качество.
Особенно часто запреты на примерку можно встретить в салонах кожи и меха, где продавцы переживают за сохранность деликатных изделий. Вы можете не реагировать на такие предосторожности, оперируя п. 11 ч. 2 Правил розничной торговли непродовольственных товаров. В нем указано, что продавец обязан обеспечить покупателю должные условия для выбора и примерки швейных, трикотажных, меховых, овчинно-шубных товаров и головных уборов.

Расплачиваться порванной купюрой

В магазинах не имеют права не принимать ветхую, надорванную или испачканную купюру, если та не выведена из обращения Национальным банком. Если вы расплачиваетесь такой банкнотой, а кассир требует ее поменять, оперируйте распоряжением №33 “Об обмене непригодных к обращению платежных банкнот”, согласно которому продавец обязан принимать у населения поврежденные купюры, но не имеет права ими выдавать сдачу.

Заходить в магазин с коляской

Сейчас на входе в магазин можно встретить множество различных пиктограмм в виде перечеркнутых картинок: мороженого, напитков, животных, детских колясок и пр. Но большинство из них носят рекомендательный характер. Законным является только запрет входить в магазин продовольственных товаров с животными.

Все остальные запреты, например, заходить с напитками или на роликовых коньках, — это лишь просьба владельцев магазина.

Особенный пункт — табу на вход в магазин с детскими колясками. Такой запрет ограничивает права на свободное осуществление покупок женщинами, а также урезает права и свободы матери, предусмотренные ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Также такие ограничения лишают прав, предусмотренных законом “О защите прав потребителей”, на свободный выбор продукции.

Фотографировать товары

В некоторых магазинах продавцы крайне недовольны, если покупатель начинает фотографировать продукцию. Особенно часто это можно встретить в бутиках дизайнерской одежды, в свадебных салонах или в магазинах, где высока вероятность встретить контрафакт или подделку.
И если вам в магазине запрещают фотографировать товар, то знайте: здесь нарушают сразу две статьи Конституции. Первая, дающая право на сбор и распространение любой информации, которая не грозит национальной безопасности и национальной целостности, и вторая, гарантирующая право на доступ и распространение информации о качестве пищевой и бытовой продукции.

5/5 - (12 голосов)
5 2 голоса
Рейтинг статьи
Choose your Reaction!
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Eva🦄
Eva🦄(@eva)
Администратор
2 лет назад

Спасибо за полезную информацию!

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x